Мир Вашему дому / Оправдание возрастом

Любые ли действия можно оправдать возрастом? Старость однозначно заслуживает безоговорочного уважения?
Я потеряла себя в лабиринте этого вопроса.
Я преклоняюсь перед своими грузинскими предками, которые старость возводили на пьедестал.
Я общаюсь сейчас по роду работы с узбеками, сирийцами, пакистанцами, туркменами.
Мне кажется, у них культ старости.
Хорошо это или не очень?
С одной стороны, я воспитываю в детях уважение к возрасту. С другой стороны, я вижу такие поступки пожилых людей, которые не могу оправдать возрастом.
К примеру, возле работы мы сделали классное озеленение. Стали пропадать растения. Застукали бабушку с ведром и лопаткой.
Или пожилая соседка из соседнего подъезда постоянно вредит клумбе возле нашего подъезда: я посажу- она выдернет, я заборчик сделаю- она его выколупает и на мусорку отнесет.
Или вот дедушка моего подопечного. Я, говорит, не хочу видеть внука, потому что он мне однажды ночью мешал спать со своим телефоном и потому что мало огорода вскопал. А то, что дед позволил внуку жить в приюте и по чужим семьям, скитаться голодным и бездомным, дед себе в заслугу забыл поставить. А звонит в отдел соцобслуживания и льёт грязь на внука, которому он за всю жизнь тарелку супа не налил. А девушки в отделе говорят: он же пожилой человек!
Где середина?
  • natchen, 23.09.2017 14:25 #
    +2
    2
    А девушки в отделе говорят: он же пожилой человек!  
     это такое же оправдание, как " это же дети"))
    ответить на комментарий
  • BelUnderCook, 23.09.2017 14:41 #
    +3
    3
    Старость иногда приходит одна. Плюс изменение личности вследствие  сосудистой энцефалопатии. Плюс человек осознает, что уже не живет, а доживает. Так что не уважение возраста, а понимание возраста.  И дифференцированный подход.
    ответить на комментарий
    • elina, 23.09.2017 15:14 #

      Лекции я и сама студентам читала неплохо. Да и диссер могу на тему "как надо" написать. Дело не в том, что диктует однозначно теория. Дело в том, что именно "уважение к возрасту"( я не оговорилась!) не складывается в пазл с пониманием возраста, болезней, причин. Эмпатия-да, но к немощи. Понимание-да, и даже диагнозы без врача могу назвать. Именно хотелось бы воспитать в себе уважение... помните, как у Мирзакарима Норбекова? Но то ли менталитет стран настолько разный, что там старики не позволят себе такие выходки, как позволяют некоторые наши? Как научить уважению молодежь, если рядом старушка в автобусе вытолкнула женщину лицом в асфальт и со словами "Стала тут, корова!" спокойно пошла себе дальше?
      ответить на комментарий
  • Malechka, 23.09.2017 15:19 #

    Уже писала.  У меня была прекрасная учительница русского языка и литературы. Она же вела у нас ЭПСЖ (ха-ха, найдется ли кто здесь и расшифрует?) В 8 классе мы ее донимали аналогичными вопросами об уважении к старости, особенно, если старость вот такая, как в твоих примерах. " С точки зрения этикета - да, должны, а с точки зрения этики - нет". Вот, запомнила на всю жизнь)
    ответить на комментарий
    • elina, 23.09.2017 15:23 #

      Ну так выбор же придется сделать между "да" и "нет"??
      ответить на комментарий
      • Malechka, 23.09.2017 15:49 #

        Так выбор всегда однозначен. Этикет - всегда да. Этика - как к любому человеку, независимо от возраста.
        ответить на комментарий
    • Joy, 23.09.2017 15:30 #

      Расшифровала)
      ответить на комментарий
    • Udachnik, 23.09.2017 16:34 #
      +1
      1
      Этика и психология семейной жизни? Такого предмета не застал, но в конце школьного дневника был такой предмет.
      ответить на комментарий
      • Malechka, 23.09.2017 16:57 #

        Она)
        ответить на комментарий
    • missis-novitzkaja, 26.09.2017 15:50 #

      Этика и психология семейной жизни, учителя русского языка и у нас вели)
      ответить на комментарий
  • krem, 23.09.2017 15:22 #

    обижаете. мадам. этикаипсихологиясемейнойжизни.Помню что было, но не помню ЧТО это было.
    ответить на комментарий
    • elina, 23.09.2017 15:25 #

      Ничо не поняла. Я Вас чем-то обидела?
      ответить на комментарий
      • krem, 23.09.2017 15:30 #

        это я Лене отвечала. На вопрос,что такое ЭПСЖ. Видно ошиблась и не туда коммент влепила.
        ответить на комментарий
        • elina, 23.09.2017 15:31 #

          Ааа)))
          ответить на комментарий
    • Malechka, 23.09.2017 15:48 #

      ))))))) У нас было ооочень даже) но благодаря личности учителя
      ответить на комментарий
  • Olga-A, 23.09.2017 15:32 #

    Почитала вас, вспомнила свою бабушку-бабуленьку Шуру. Тихая, улыбчивая. Трудолюбивая и терпеливая. Ни наказаний, ни назиданий, только пышные блинчики и пирожки с морковкой. Вспоминаю и вижу что она мне сейчас улыбается. Во всех стариках невольно ищу её.
    ответить на комментарий
    • elina, 23.09.2017 15:35 #

      Я тоже сравниваю с мамулей, хоть и понимаю, что нельзя так. Все люди разные.  Но вот общечеловечкские ценности и традиции для народа/страны почему такие разные в этом вопросе? Не потому ли, что и старики в одной стране и в другой совершенно иные ценности проповедовали поколениями?
      ответить на комментарий
      • Olga-A, 23.09.2017 15:37 #

        Так на то они и есть ценности, чтобы выявлять главное.
        ответить на комментарий
        • elina, 23.09.2017 15:44 #

          Общего знаменателя в этом вопросе в нашей стране нет и не будет, и это печалит.
          ответить на комментарий
          • Olga-A, 23.09.2017 15:48 #

            В данный момент происходит глубинный аудит.
            ответить на комментарий
            • elina, 23.09.2017 15:51 #

              Он у меня ежедневный))
              ответить на комментарий
              • Olga-A, 23.09.2017 15:59 #

                Это большое напряжение, думаю...
                ответить на комментарий
                • elina, 23.09.2017 16:04 #

                  Действует Закон сохранения энергии))
                  ответить на комментарий
                  • Olga-A, 23.09.2017 16:12 #

                    )
                    ответить на комментарий
  • DI, 23.09.2017 16:57 #
    +3
    3
    Я готова понимать человека в соответствии с его возрастом. И принимать его. Но уважать я буду не возраст, а личностные качества. Или, если это мой близкий человек и я помню, каким он был когда-то, могу ощущать уважение к пережитому им. Но просто уважать человека за то, что он прожил много лет - для меня довольно странно и непонятно. Возможно, мне плохо объяснили это в детстве. Что и неудивительно, у меня никогда не было ни дедушки, ни бабушки(((
    ответить на комментарий
  • Leonid, 23.09.2017 17:09 #
    +8
    8
    Я бы не сказал,что на кавказе старость "на пьедестал" возносят. Там несколько другой подход. Есть общество со своими внутренними правилами. Человек, который живет по этим правилам,заслуживает уважение этого общества. Чем дольше лет он проживает достойно, тем больше уважения ему оказывается от окружающих. Сама по себе старость вызывает не уважение, а сочуствие. Т.е. старику уступают место не потому что его уважают, а потому что его жалеют. Сочуствие к старости это одно из правил общества.  Здесь это невозможно потому как люди не уважают друг друга. Для них личный комфорт важнее чужой боли.
    ответить на комментарий
    • agnostic, 23.09.2017 17:11 #

      хорошая фраза "личный комфорт важнее чужой боли". Запомнила. 
      ответить на комментарий
    • elina, 23.09.2017 17:20 #

      Леонид, там кланяются старикам и могут стерпеть от них даже плевок не потому, что их жалеют. А потому что там старость=мудрость. У нас же это не всегда равно. Может, поэтому и молодежь не чувствует к старрикам ни уважения, ни жалости. К своим еще бывает да, а к посторонним- полное равнодушие. Сказать, что в этом виноваты родители, которые стоят посередине между молодежью и стариками? Или еще поколений пять вкупе? Где корень проблемы?
      ответить на комментарий
      • Leonid, 23.09.2017 17:27 #

        я написал выше. Это  свод внутренних правил. Его надо соблюдать. Его соблюдают старики в молодости и передают его свои детям. Те, своим детям. Поэтому внуки уважают дедов. И своих и чужих. Но это не делается по умолчанию. Никто не будет уважать старика, который всю жизнь прожил обоссанным в канаве с бутылкой в руке, так же как и не будут уважать старуху, которая штырилась пока была молодой и упивалась до визга. Их это общество просто отторгнет.  Чтобы тебя уважали надо быть уважаемым (уважать других и правила жизни в этом обществе).
        ответить на комментарий
        • elina, 23.09.2017 17:30 #
          +2
          2
          из диалога в общественном транспорте: Бабуля: Уступите мне место! Женщина: Вот рядом полно свободных, садитесь там. Бабуля: А я хочу здесь! Совсем к старикам уважения нет!
          ответить на комментарий
          • Leonid, 23.09.2017 17:35 #
            +1
            1
            а чему удивляться?  Бабушка считает, что имеет право быть уважаемой за старость и может позволить себе подобные капризы.  Женщина считает, что бабушка этого права не имеет. И ей похрену причины, по которым у нее просят подвинуться. Через несколько лет она войдет в автобус и всем будет похрену почему ей может захотеться сесть именно у окна.  круг замкнулся. У меня лично недавно была ситуация когда женщина чуть старше меня начала требовать чтобы я убрал сумку со второго места,хотя в троллейбусе было человек 5 всего.Убрал. Сесть все равно не смогла потому как рядом со мной просто места не остается. Села на соседнее.. Я не знаю что у вас женщин за фишки с местами в транспорте..
            ответить на комментарий
  • pandolya, 23.09.2017 18:23 #
    +3
    3
    Против оправданий, но за понимание в разумных пределах. Это касается не только пожилых.
    ответить на комментарий
  • Zveroboy, 23.09.2017 18:38 #

    А я так всем уступаю, даже если они не правы  ... В бытовухе не вижу смысла напрягаться по мелочам жизни. Спорить с кем бы то ни было за сантиметры под солнцем. Что же касается тормозов общественного прогресса, то здесь - никакой пощады. Никогда и никому.  
    ответить на комментарий
    • elina, 23.09.2017 20:10 #

      уступаешь что? место в автобусе? Или уступаешь любым капризам бабульки, когда она тебя клюкой тыкать будет, к примеру, в очереди на почте или в поликлинике под кабинетом врача или еще где-нибудь? 
      ответить на комментарий
      • Zveroboy, 24.09.2017 21:13 #

        Да...ради бога пусть тыкают и даже кусаются.  Капризы дидов и бабуленций терплю мужественно и стараюсь обратить ситуацию в шутку. Такие привилегии для "своих" элитных панов и товарищей простолюдинов, разумеется. Но вот только не для этих. Хотя они еще не состарились. Для них есть несколько иные методы обращения. Но и здесь есть дифференцированный подход, и в этой среде можно найти цивилизованных людей. Ням..ням..     
        ответить на комментарий
  • optimistka, 23.09.2017 18:59 #

    Принимать так, как принимают священники...без осуждения, с пониманием с смирением...Все-таки это в любом случае возрастные особенности...Говорят, что если человек в молодости был жадным, в старости будет еще жаднее и т.д. Спаси и помилуй, Господи. Конечно, в теории легко....с чужими легче...Я никак не могла понять и принять возрастных особенностей мамы..., к сожалению. Она все равно для меня была молодой....
    ответить на комментарий
    • elina, 23.09.2017 20:46 #

      Всё ли можно принять? Я не монашка и не священник (я только учусь).  И мне трудно смириться, когда старшие обижают младших, манипулируя возрастом. Когда это происходит внутри семьи, то каждый член семьи сам для себя определяет позицию и манеру поведения. Когда эти неудовлетворенные амбиции выносятся в общество, типа "кровушки попить, ибо дома не с кого", то смирение здесь не всегда получается. И мне очень пригодились слова одной старой знакомой схи-монахини, которая сказала: "Правила жизни и требования для монахов и мирских совсем разные".
      ответить на комментарий
      • optimistka, 24.09.2017 00:38 #

        Я  учусь...Но свои границы безусловно надо определять, если есть возможность...Иногда пожилые любят своевольничать, как дети...Больше разрешаешь, больше садятся на голову.
        ответить на комментарий
  • Malechka, 23.09.2017 20:50 #
    +4
    4
    понравилось то,что написал @Leonid 
    Есть общество со своими внутренними правилами. Человек, который живет по этим правилам,заслуживает уважение этого общества. Чем дольше лет он проживает достойно, тем больше уважения ему оказывается от окружающих.
     вот это "чем дольше, тем больше" - механизм в менталитете заложен другой а у нас... всю жизнь рвать с хитрым прищуром, а как только всего ничего к полтиннику подкатится - "караул, старость не уважают!" очень люблю читать Наринэ Абгарян, меня убаюкивает и то, как она пишет, и о чем вот этот внутренний уклад общества, в котором есть место и чадолюбию, и преклонению перед женщиной, и безусловному уважению к возрасту на самом деле, в такой среде и жить легче
    ответить на комментарий
    • elina, 24.09.2017 07:23 #

      Да, Лен, "а у нас..." в квартире газ...
      ответить на комментарий
  • june-V, 23.09.2017 23:12 #

    По-моему, старость это особенность жизни человека, а не заслуга. То, что следует брать в расчёт, определяя своё отношение к нему в известных обстоятельствах. Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе; быть человечным к другим т.п. - всё это банально, но у многих работает.   Неуважение к возрастным особенностям человека может иметь причину в воспитании; наверное, в неуважении к себе (подсознательном).   Различия в отношении к старикам у разных народов не в последнюю очередь определяются и опытом прошлого у населения на конкретной территории. У нас предки тех, кто выжил после ряда потрясений в обществе, жили преимущественно на селе, где каждодневной необходимостью был нелёгкий физический труд. Может быть, в том числе и по этой причине, на человека у нас часто принято смотреть как на тягловую скотину (понятно, по умолчанию). Можешь пахать - значит молодой, здоровый и востребованный. Нет - с дороги, не мешай молодым, доживай свой век за печкой(. Наверное, не спроста в ходу у многих фразы типа "уже песок сыпется, а всё куда-то...", "уже помирать пора", "к земле привыкать" и т.д.. Или принятые в обиходе, особенно в официозе, определения человека по социально-возрастному признаку - допризывник, юноша призывного возраста; (не)работающий, рабочий; пенсионер.   Все мы разные по опыту жизни, уровню развития, инд. особенностям и т.д.. 9 из 10-ти 20-летних может рассчитывать дожить до старости, но куда меньше доживут до пожилого возраста. То, как мы живём, во многом определит качество жизни в старости. Если человек в куда как более молодом возрасте был, скажем так, не особо воспитанным и/или с особенностями ("закидонами" и т.д.), это всё проявится в старости, нередко будучи помноженным на физиологию возраста.
    ответить на комментарий
    • elina, 24.09.2017 07:25 #

      "На человека у нас принято смотреть, как на тягловую скотину"... Нет, не согласна. Эти времена ушли.
      ответить на комментарий
  • Lapka, 24.09.2017 07:39 #
    +2
    2
    Писала уже здесь, повторюсь. Еще мои бабушки, дедушки были по-другому воспитаны, больше духовного и чистого в душе. А последующие, не верящие ни в Бога, ни в черта, выросшие на улице, пока родители строили светлое будущее, стали именно теми злобными стариками, которых сегодня наблюдаем. Не все, конечно, но большинство.
    ответить на комментарий
    • elina, 24.09.2017 07:51 #

      Вот да, слово "злобные" в точку. Расскажу забавный эпизод. Пришлось заменить продавца на часок. Приходит бабка, просит семена конкретных огурцов. Подаю пачку. Привычка не спросить, не читать, а пальцами щупать так, чтобы переломать в пакете семечки, а потом жаловаться, что открыла пачку, а они поломаны. Ну так вот переминвет содержимое и говорит: там ничего нет. Я беру пачку и читаю на ней: 1г. Значит, говорю, там 40 штук (в1г огурцов 40 штук), сама прощупываю аккуратно: есть. Давайте, говорю, откроем пачку и посмотрим, есть семена или пусто.  Нет,-отвечает,-не надо. И платит. Тут подходит к ней знакомая и спрашивает: что купила? А бабка ей в ответ: купила пачку огурцов, а внутри ничего нет. Занавес.
      ответить на комментарий
      • Malechka, 24.09.2017 09:04 #

        Тьфу... ну вот как так на ровном месте? И не стыдно же ей ни капельки...
        ответить на комментарий
        • elina, 24.09.2017 09:18 #

          Не, не стыдно. Улыбалась, чтобы пососать энергию. Но я не повелась, спорить не стала, просто промолчала.
          ответить на комментарий
      • Akisun, 24.09.2017 12:07 #

        Это была старушка Шапокляк  
        ответить на комментарий
        • elina, 24.09.2017 16:26 #

          Хаха) я думала Людоедка))
          ответить на комментарий
          • Akisun, 25.09.2017 15:30 #

            Не-еее   Это шапоклякость  70 уровня))  
            ответить на комментарий
    • Olga-A, 24.09.2017 09:09 #
      +1
      1
      !
      ответить на комментарий
Ответить автору поста
elina
484 поста
Последние комментарии
aksinia
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}