Мир Вашему дому / Странности на кладбищах

Решила я сегодня посетить могилы близких. Но так как мысль пришла ко мне вечером, то и поехала я только на одно (и одна).
В этой части кладбища уже не захоранивают, это город. За места просто бои идут, так как ближайшее кладбище за городом километров 20. Здесь много старых могил, некоторые безымянные. Но почти все в оградах, так у нас принято.
Каково же было моё удивление, когда я вместо привычного маршрута между зарослями и оградами вдруг попадаю на ровную поляну:


Слава Богу, могилы моих родных на месте. Но куда делись рядом находящиеся памятники, кресты, ограды? Исчезло 4 или 5 могил.
Можно было бы подумать, что родственники перезахоронили в другое место. Но что-сразу 5 семей одновременно?
Или кто-то выкупил у живых родственников эти места? Абсурд!
А если спецкомбинат горисполкома так уничтожает старые заброшенные могилы? Но есть и более старые и более заброшенные. А если раз в год приедут родственники и обнаружат такую лужайку или, еще хуже, чужие фамилии? И куда делся прах тех, кто там находился? И как новые «хозяева» будут хоронить родных в чужие могилы?
Вопросов больше, чем ответов.
Новая редакция Закона о погребении от 2015 года http://belsab.by/zakon-o-pogrebenii-novyj
Читаю интервью, которое дал заместитель директора по идеологической работе УП «Спецкомбинат КБО» Сергей Тур:
«...предлагали на законодательном уровне разрешить повторно использовать для новых захоронений места, за которыми никто не ухаживает более двух кладбищенских периодов (40 лет). Останки, покоящиеся там, можно было бы эксгумировать и перезахоранивать в общую могилу с указанием на ней данных всех, кто теперь в ней погребен. Но в новом Законе Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле», который был принят 8 января 2015 года и вступил в силу 12 июля, это предложение не нашло отражения.«
Рядом, за старой одноместной оградой обнаружила свежую мартовскую могилу и такую картину: памятник 1992 года захоронения Лившица Михаила Леонидовича снят и прислонен, а на его месте стоит крест с табличкой Зайцева Любовь Ивановна.


То ли они близкие родственники, и подселение произошло (сейчас это можно), то ли там что-то незаконное происходит.
Вот думаю: позвонить прояснить и поскандалить, если что... журналистами попугать? Или знакомым койкуда звонить и правду узнать?
Поздно вечером зашел в гости брат. Говорит, был у мамы на другом кладбище-украдены живые посаженные цветы. Уффф! Там постоянно крадут, невозможно ничего посадить. Я садила иву козью, тую, лаванду-всё унесли. Брат говорит: поставлю сигнализацию, чтобы на телефон смс пришла. Я смеюсь: и ты рванешь 10 км, чтобы успеть их увидеть? И что дальше? Удерживать до приезда милиции нельзя, бить морды бесполезно, полягут там же навечно от одного удара. Им даже штраф не дадут, погрозят пальцем и в отделение не повезут, ибо ущерб незначительный, на 40 базовых не тянет.
Вот так и живем...
Вот такая, блин, вечная музыка...
Как говорил Маленький Принц, планета слишком маленькая, а баобабы слишком многочисленные...
  • reformat, 07.05.2018 00:44 #

    Странно очень. Я читала статью,что будут подводить всех к кремации,мол земля нужна для другого,экологические причины и так далее. Не знаю,как это у нас приживаться будет...
    ответить на комментарий
    • elina, 07.05.2018 00:46 #

      Пока действует Закон о захоронении, в котором не нашла такого пункта о ровных лужайках.
      ответить на комментарий
  • Elena-Leopold, 07.05.2018 00:59 #

    Площадка ровная действительно странно... А то что растения воруют не удивлена - их же продать можно...
    ответить на комментарий
  • ledi-N, 07.05.2018 05:14 #

    Так, вроде и раньше так было - 30лет и все, можно перезахоранение, особенно если за могилой не ухаживают..За 30 лет все превращается в тлен..  На кладбище, где отец похоронен, я такое наблюдала точно ( старое кладбище)
    ответить на комментарий
    • elina, 07.05.2018 06:07 #
      +2
      2
      Подхоронить родственника сверху можно, причем предыдущего эксгумируют по заявлению, перекладывают кости в маленький гроб и опускают ниже. Я узнавала, когда мне пришлось... Или всё кладбище закрывают, ликвидируют, предварительно оповещая в СМИ. Но так, чтобы без родственников кусочек сравнять, такого не видела ни на яву, ни в Законе о захоронении.
      ответить на комментарий
      • ledi-N, 07.05.2018 07:11 #

        Я видела и оч много раз.. Уже писала , отец похоронен на кладбище старом, одно время немецкое оно даже было .. и там старые могилы заброшенные сносили не один раз..и все.. перезахоронение.. Но лично я, в принципе не вижу в этом ничего страшного.. Если чел умер 50- 100 лет назад, то к чему эти вот заброшенные заросшие могилы? Не вижу в кладбищах смысла вообще, если честно, я за кремацию
        ответить на комментарий
        • elina, 07.05.2018 07:14 #
          +1
          1
          По закону должны уведомить родственников и ждать 2 года. Для военных захоронений другие нормы. Вот представим, что люди приехали навестить дальних родственников, а там пустая поляна.
          ответить на комментарий
          • ledi-N, 07.05.2018 07:23 #

            Так Элина, откуда Вы знаете, может они и извещали родственников..? и жлали два года. Ну и приехали дальние и что? т.е 50 лет не ехал никто и незнал, а тут бац и приехал дальний... ну не знаю... Это же не могилы погибших солдат. не мемориал.. Если они так сравняли значит есть у них документы.. И там где я про кладбище отца, там не военное, не те немцы)
            ответить на комментарий
            • elina, 07.05.2018 07:27 #

              Я там бываю каждую неделю. Положено на могилах написать объявления, а если не отреагировали 2 года, то снести разрушенные надгробия и поставить свои таблички. Но не сравнять с землей. И захоронение чужих поверху не допускается. Я дополнила пост Законом.
              ответить на комментарий
              • ledi-N, 07.05.2018 07:45 #

                Но,нюансов всех с могилами , и закона в том числе, я не знаю, просто говорю, что видела такое. Рассуждения.. Для меня в этом нет ничего страшного - память близких вот самый лучшей памятник. А что-там после смерти с моей могилой будет мне все равно, тем более через 40лет.. Если всех хоронить и сохранять могилы вековые, да ограды ставить многометровые, то живым места не будет . Не хотклс писать это - когда хоронили деда, выкопали череп могильщики... т.е тоже было когда-то захоронение там, но.. никто не сносил могилы намеренно в том месте, время постаралось.. вот такие дела..
                ответить на комментарий
                • elina, 07.05.2018 07:56 #

                  Я могу опасаться, что могут в городской черте продавать места таким образом. Неприятно.
                  ответить на комментарий
                  • ledi-N, 07.05.2018 08:03 #

                    Ну продавать думаю, нет, освобождают скорее всего, для захоронений, но если Вам не спокойно, то узнайте конечно , что и как там происходит.
                    ответить на комментарий
                    • elina, 07.05.2018 08:23 #

                      Позвонила в спецкомбинат. Ответили: такого не может быть! Едьте к смотрителю, но мы этого слелать не могли. Хм! Их даже не взволновало, едьте со сторожем разбирайтесь. Ну поеду.
                      ответить на комментарий
                      • ledi-N, 07.05.2018 09:12 #

                        Т.е Вы должны ехать, а не они? ну супер.. Если честно,я бы не поехала.. Осторожнее там, лучше уж тогда в органы обратится, пусть разбираются
                        ответить на комментарий
                        • elina, 07.05.2018 09:14 #
                          +1
                          1
                          Дочка тоже говорит осторожней, а то если криминал какой, так и лопатой там притюкнут... Возьму с собой качка какого-нибудь.
                          ответить на комментарий
                          • Elena-Leopold, 07.05.2018 09:56 #

                            Может и правда лучше обратиться куда-нибудь? Потому что мало ли - и смотритель может быть в доле.
                            ответить на комментарий
                            • elina, 07.05.2018 10:10 #

                              Прям детектив))
                              ответить на комментарий
                      • Lapka, 07.05.2018 09:14 #

                        И вот самое время включаться в эпистолярий. Пока не напишешь, никто не пошевелится
                        ответить на комментарий
                        • elina, 07.05.2018 09:15 #

                          Ну а вдруг я не права? Сначала разведку осуществить нужно. Если не вернусь, знайте, где я пропала))
                          ответить на комментарий
                          • ledi-N, 07.05.2018 09:51 #
                            +2
                            2
                            Так напишите в прокуратуру, пусть занимаются, проверят и все. А смысл ехать спрашивать? Если что темное , никто правду не скажет
                            ответить на комментарий
                            • elina, 07.05.2018 09:56 #

                              Вдруг людей зазря таскать будут. Я люблю по ступенькам, по инстанциям от низших к высшим. Да и знакомых много. Потом головы полетят, жаль, если ни за что. Вот если буду уверена, что криминал и что меня там же раньше времени не закопают, тогда уж распишу во все инстанции.
                              ответить на комментарий
                              • ledi-N, 07.05.2018 10:00 #

                                И зря.). каждый должен заниматься своим делом.. Есть закон, и есть надзорники за исполнением закона.. В данном случае имеется факт, возможного нарушения закона. Это их работа проверять.. А то накличете на свою голову беду.. Но кулачки за вас подержу
                                ответить на комментарий
                                • elina, 07.05.2018 10:09 #

                                  Ой спасибо. Буду держать в курсе.
                                  ответить на комментарий
  • daria-boyko, 07.05.2018 06:14 #
    +1
    1
    я тоже за кремацию
    ответить на комментарий
    • elina, 07.05.2018 06:42 #

      Почему «тоже»?
      ответить на комментарий
      • daria-boyko, 07.05.2018 06:43 #
        +1
        1
        вроде кто-то писал выше это как минимум гигиенично, и разумно в принципе
        ответить на комментарий
        • elina, 07.05.2018 06:44 #

          По Закону-волеизъявление человека при жизни, можно письменное.
          ответить на комментарий
          • daria-boyko, 07.05.2018 06:53 #

            я в целом о "традиции".
            ответить на комментарий
            • elina, 07.05.2018 07:10 #
              +1
              1
              Традиция у нас хоронить тела, а не урны. Единственный крематорий в Минске.
              ответить на комментарий
              • daria-boyko, 07.05.2018 07:24 #

                вот я и о говорю, что эта традиция неразумная не все традиции логичны, а некоторых племенах едят людей, то же традиция.. Люд и должны наконец думать головой (
                ответить на комментарий
                • macArdRi, 07.05.2018 09:44 #
                  +1
                  1
                  а кто будет оплачивать банкет? В смысле как минимум 6 новых крематориев. Не будут же из Витебщины откуда нить с района аж в Минск добираться где 1 на всю страну крематорий?
                  ответить на комментарий
                  • daria-boyko, 07.05.2018 10:48 #

                    вы вообще не о том:)
                    ответить на комментарий
  • Elem, 07.05.2018 06:48 #

    У нас цветы стали надрезать, или красить внизу стебли - чтобы не крали для перепродажи
    ответить на комментарий
    • elina, 07.05.2018 07:04 #

      Живые или искусственные?
      ответить на комментарий
      • Elem, 07.05.2018 07:05 #

        искусственные
        ответить на комментарий
        • elina, 07.05.2018 07:08 #

          Мы живые до коротких ножек подламываем. А вот с насаждениями этого не сделаешь, разве что краской облить...
          ответить на комментарий
    • ledi-N, 07.05.2018 07:15 #

      Люда представь, мы с сыном в этом году покупали цветы на кладбище искуственные. Я выбрала ветку, а сын в бок толкает.. посмотри мол, а там на одном из цветков лепесток подплавлен огнем. У нас так на кладбищах делают, чтобы не воровали..Короче, бросила я эту ветку как ошпаренная
      ответить на комментарий
      • Elem, 07.05.2018 07:16 #

        Бррр  вот же гады, а не люди!
        ответить на комментарий
  • Morgenstern, 07.05.2018 06:48 #
    +3
    3
    Видела во Франции на Лазурке заброшенные русские могилы середины и конца 19-го века. Там даже надгробные плиты растрескались, но они стоят, никаких перезахоронений на эти места нет. Но лично я за кремацию.
    ответить на комментарий
    • daria-boyko, 07.05.2018 06:53 #

      и я!!
      ответить на комментарий
    • elina, 07.05.2018 07:09 #
      +1
      1
      Что-то здесь нечисто. Буду звонить разбираться.  Я против кремации, меня пусть похоронят)
      ответить на комментарий
      • daria-boyko, 07.05.2018 07:25 #

        как будто после смерти это имеет значение:) ну что станет с тело, это же просто оболочка
        ответить на комментарий
        • elina, 07.05.2018 07:28 #
          +1
          1
          Я другого мнения, мы православные. Но это к посту не относится.
          ответить на комментарий
          • daria-boyko, 07.05.2018 07:32 #

            а традиция языческая по сути:) ну ладно
            ответить на комментарий
            • elina, 07.05.2018 07:36 #
              +1
              1
              ответить на комментарий
              • daria-boyko, 07.05.2018 07:39 #
                +1
                1
                вовсе нет) но если интересно, можете покопаться в книжках
                ответить на комментарий
                • elina, 07.05.2018 07:57 #
                  +1
                  1
                  Как-то неуважительно прозвучало...
                  ответить на комментарий
                  • daria-boyko, 07.05.2018 08:13 #
                    +1
                    1
                    извините, если так показалось, это все переписки, вживую вы бы слышали что я совсем не зло и неуважительно просто хочется чтобы люди смотрели шире:)
                    ответить на комментарий
                    • elina, 07.05.2018 08:25 #
                      +3
                      3
                      Понятно. Я для себя очень широко изучала этот вопрос и пришла именно к такому убеждению несмотря на узость или широту своего кругозора. Но это право каждого, согласитесь.
                      ответить на комментарий
                      • daria-boyko, 07.05.2018 08:43 #
                        +2
                        2
                        да, но я просто не отношусь ни к одной религии и ни к одному философскому учению, хотя читаю очень много на разные темы, и чем больше понимаю и вижу как это все работает (через личный чувственный опыт и озарения), тем меньше хочется быть под этими всеми системами (в кои входят и религии). здравый смысл я чисто делюсь
                        ответить на комментарий
                        • elina, 07.05.2018 09:00 #
                          +1
                          1
                          Я не думаю, что имея веру, человек теряет здравый смысл. Я тоже много читаю, в том числе старцев. В их словах мудрости и здравого смысла порой больше, чем в научных трудах.
                          ответить на комментарий
                          • daria-boyko, 07.05.2018 09:38 #
                            +1
                            1
                            науке я давно не верю:) она слишком ограничена ну вера это тоже рамки своего рода
                            ответить на комментарий
                            • elina, 07.05.2018 09:42 #

                              Это выбор каждого
                              ответить на комментарий
                      • june-V, 07.05.2018 10:30 #

                        Не верующий, но соглашусь с тем, что пусть каждый решает сам. Без навязывания.   А проблема с кладбищами, мне кажется, во многом в следствие бесхозяйственности - наверное, с советских времён, кладбище у нас как отхожее место. Примерно так же, как, извиняюсь за сомнительное сравнение, общественные нужники и тюрьмы.
                        ответить на комментарий
              • daria-boyko, 07.05.2018 07:40 #

                вспомните курганы...
                ответить на комментарий
                • elina, 07.05.2018 07:47 #

                  Вспомнила.
                  ответить на комментарий
    • krugli, 07.05.2018 08:28 #
      +3
      3
      Хоть и люблю побродить по старым кладбищам, но тоже за кремацию. А вообще, мне очень понравилась идея мемориальных садов https://cameralabs.org/8047-organicheskie-kapsuly-dlya-zakhoroneniya-prevratyat-vashikh-blizkikh-v-derevya
      ответить на комментарий
      • Morgenstern, 07.05.2018 08:33 #

        Не слышала о таком раньше, но идея просто супер! Вот бы она была реализована.
        ответить на комментарий
      • elina, 07.05.2018 09:20 #

        У нас вряд ли это станет традицией. А по сути поста что думаете?
        ответить на комментарий
      • Akisun, 07.05.2018 10:49 #

        Идея супер!
        ответить на комментарий
    • zelenaya, 07.05.2018 09:25 #

      На землю никто не претендует, пожалуй. Если претендовали бы, был бы другой вопрос, полагаю...
      ответить на комментарий
    • zelenaya, 07.05.2018 09:27 #

      И да, кремация. Даже с точки зрения безопасности. В средние века, когда чума выкашивала города, всех хоронили наспех. Читала что были случаи, когда грунтовые воды поднимались, подумывали кладбище, и инфекция опять попадала в воду, и снова вспышка болезней.... А сейчас ещё проблема, разложение тела стало происходить медленней. Кто-то связывает это с пищей и консервантами в ней, кто-то с экологией. Короче кремация, да.
      ответить на комментарий
      • Morgenstern, 07.05.2018 09:34 #

        Периодически бываю на Северном кладбище под Минском, так вот там после дождей такоооой запах стоит, что да, только кремация. Даша правильно написала - это намного гигиеничнее.
        ответить на комментарий
        • zelenaya, 07.05.2018 09:36 #

          Товарищ там в цне или цнянке дом отстроил. Грит так круто, а я прям дёргают от такого...ммм соседства?
          ответить на комментарий
        • daria-boyko, 07.05.2018 09:38 #

          и этичнее...  души нет уже, как и сознания какой смысл от тела, прост о оболочка
          ответить на комментарий
          • zelenaya, 07.05.2018 09:41 #

            О, Даша... Оказалось многие категорически против. Особенно люди в возрасте. Меня удивило, если честно. У них совершенно иные понятия об этичности в данном вопросе
            ответить на комментарий
            • daria-boyko, 07.05.2018 10:47 #

              ну неудивительно, большинство же не понимает просто.. не лмощнаеь сути себя в принципе ( я уж молчу про здравый смысл этику и экологию хотя бы
              ответить на комментарий
          • Morgenstern, 07.05.2018 09:46 #

            я согласна. гниющая оболочка) да простят меня те, кому это неприятно читать.
            ответить на комментарий
            • daria-boyko, 07.05.2018 10:46 #

              ну это же правда! в моем понятии и виденьи мы существа за этой оболочкой. просто некоторые время она несет свою функцию не более )
              ответить на комментарий
    • Elem, 07.05.2018 14:52 #

      а мне фиолетово - как потомкам будет удобно, пусть так и делают подозреваю, я буду занята другими проблемами)
      ответить на комментарий
      • Morgenstern, 07.05.2018 15:35 #

        У нас в семье принято такие вещи оговаривать задолго заранее. Чтобы потомки не переживали, соответствует ли выбранный ими способ погребения желанию усопшего.
        ответить на комментарий
        • Elem, 07.05.2018 16:41 #

          так я и оговариваю - как им удобно будет)
          ответить на комментарий
  • Bosco, 07.05.2018 09:29 #

    Я думаю вполне вероятен вариант более реалистичный. Земля провалилась, скорее всего, памятники повредились. Или воды подземные подточили землю. На фото видно, что земля песчаная, сыпучая. Вот и результат. 
    ответить на комментарий
    • elina, 07.05.2018 09:42 #

      Нет, я там еженедельно бываю. Ничего не провалилось. Просто старые могилы были за оградами. Все равно по закону никто не имеет право равнять и наверх чужие хоронить.
      ответить на комментарий
      • Bosco, 07.05.2018 09:48 #
        +1
        1
        Можно написать на onliner.by. Они любят такие истории раскручивать. Да и чиновники быстрее среагируют. 
        ответить на комментарий
        • elina, 07.05.2018 09:51 #

          Пока попробую разведать поавду... если мне ее кто скажет, конечно. Потом по ситуации буду смотреть
          ответить на комментарий
  • polozkaya, 07.05.2018 14:47 #

    А нашего кладбища вообще нет - не находится на балансе, хорониться там нельзя, т.к. "это не кладбище, а водоохранная зона и кладбища там никогда не было". И вообще, пообещали снести всё. Старое деревенское кладбище, семьи поколениями там лежат. К многим уже никто не приезжает, потому что там уже все лежат. Мы убираем неухоженные могилы.
    ответить на комментарий
    • elina, 07.05.2018 17:42 #

      Это где так?
      ответить на комментарий
      • polozkaya, 07.05.2018 18:34 #

        Рядом с Витебском.
        ответить на комментарий
  • Marleniken, 07.05.2018 15:41 #

    А меня история возмутила. Конечно, с точки зрения разума, кому нужны могилы, которым более сорока лет, за которыми никто не ухаживает и не смотрит. Но почему-то все равно неприятно. Это ведь не старое кладбище, где уже не хоронят, и которое пора срывать. В центре сравнять с землей захоронения, потревожить прах умерших... Брр.. Как-то неприятно от этой истории.
    ответить на комментарий
    • elina, 07.05.2018 17:43 #

      Если бы по закону, с предупреждением соответствующим... а так - загадочно всё.
      ответить на комментарий
      • Marleniken, 07.05.2018 20:25 #
        +1
        1
        Я еще люблю старые кладбища, гулять между старых могил и читать едва различимые надписи. Люди. которых нет на свете уже по сто лет, а камни с их именами еще стоят... А тут как-то взяли и срыли, не, ну что за дела... 
        ответить на комментарий
        • elina, 07.05.2018 20:26 #

          Они не знали, что мы любим почитать... Следующим постом продолжение...
          ответить на комментарий
Ответить автору поста
elina
746 постов
Последние комментарии
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}